Государственный реестр объектов размещения отходов

Подборка важных документов:

ФЗ «Об отходах производства и потребления»

    Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792
    «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»

      Письмо Минприроды России от 05.09.2014 N 05-12-44/20156
      «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов»

        Письмо Росприроднадзора от 08.10.2014 N АА-06-01-36/15648
        «О плате за размещение отходов»

          1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

          Выдержка из Статьи 12:

          6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

          (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

          7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

          (п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

          Выдержка из Статьи 20.

          Статья 20. Государственный кадастр отходов

          1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

          (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

          2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

          (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

          3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

          (п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

          Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792

          «Порядок ведения государственного кадастра отходов»

          Выдержка:

          III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

          ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

          16. Государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

          17. Не подлежат включению в ГРОРО:

          • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
          • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
          • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
          • скотомогильники.

          18. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520).

          19. Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:

          1) наименование объекта размещения отходов;

          2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;

          3) местонахождение объекта размещения отходов — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;

          4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

          5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

          6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:

          • наименование, место нахождения юридического лица,
          • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.

          20. Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:

          • рассматривает указанную информацию,
          • присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО,
          • принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.

          21. Номер объекта размещения отходов в ГРОРО состоит из пяти групп знаков, разделенных дефисом <*>:

          ———————————

          <*> Если количество цифр в группе номера меньше пяти, перед крайней левой цифрой указываются нули.

          ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬─

          │А │А │- │Б │Б │Б │Б │Б │- │В │- │Г │Г │Г │Г │Г │- │ Д │Д │Д │Д │Д │Д│, где

          └──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴─

          АА — код субъекта Российской Федерации, предназначенный для машинной обработки, согласно таблице 2 приложения к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520);

          БББББ — порядковый номер объекта размещения отходов на территории субъекта Российской Федерации;

          В — назначение объекта размещения отходов: хранение отходов — «X» или захоронение отходов — «3»;

          ГГГГГ — регистрационный номер правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО <*>;

          ———————————

          <*> Если количество цифр в группе номера меньше пяти, перед крайней левой цифрой указываются нули.

          ДДДДДД — число, месяц, год <*> принятия правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО.

          ———————————

          <*> Для указания года используются две последние цифры года.

          22. Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19 — 21 настоящего Порядка.

          Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:

          получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;

          вступления в законную силу в установленном порядке Постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.

          23. Сборы за включение объектов размещения отходов в ГРОРО не взимаются.

          24. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.

          Письмо Минприроды России от 05.09.2014 N 05-12-44/20156
          «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов»

          ПИСЬМО

          от 5 сентября 2014 г. N 05-12-44/20156

          О ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА

          ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

          Минприроды России рассмотрело письмо Росприроднадзора от 01.09.2014 N ВК-03-03-28/13440 по вопросу ведения государственного реестра объектов размещения отходов и полагает необходимым при проведении Росприроднадзором процедуры включения объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов руководствоваться следующими разъяснениями.

          В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) объекты размещения отходов (далее — ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО).

          Порядок ведения ГРОРО, включая процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о конкретных объектах размещения отходов, установлен положениями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный номер N 22313) (далее — Порядок ведения ГКО).

          Согласно пунктам 16 и 18 Порядка ведения ГКО определено, что ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

          При этом в соответствии со статьей 1 Закона об отходах ОРО — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); размещение отходов — хранение и захоронение отходов; хранение отходов — содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

          Помимо требований к ОРО, установленных статьей 12 Закона об отходах, необходимо учитывать требования, предъявляемые к ОРО как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ) (далее — ГрадКодекс) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также требования природоохранного законодательства.

          Так, в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон N 174-ФЗ) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.

          При этом требование по наличию положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, не применимо, в случае, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть в период с 01.01.2007 до 11.01.2009.

          Наряду с этим, очередность прохождения проектной документации, в которой предусматривается создание объектов размещения отходов I — V класса опасности, нормативными правовыми актами Российской Федерации не закреплена.

          Кроме того, при рассмотрении соответствия конкретного ОРО требованиям законодательства необходимо руководствоваться пунктом 30 часть 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому у хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего ОРО, должна быть лицензия на деятельность по размещению отходов I — IV класса опасности для данного ОРО.

          Вместе с тем ГРОРО формируется на основе информации об ОРО, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный N 17520) (далее — Правила инвентаризации ОРО).

          В целях установления более четких критериев для включения ОРО в ГРОРО Минприроды России ведет активную работу совместно с Росприроднадзором по проекту приказа «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792» (завершены публичные обсуждения, по итогам которых текст совместно с Росприроднадзором дорабатывается) и проекту приказа «О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49» (готовится согласованный с Росприроднадзором текст изменений для проведения публичных обсуждений).

          До вступления в силу указанных изменений в нормативные правовые акты Минприроды России полагает целесообразным Росприроднадзору при получении информации от территориальных органов Росприроднадзора руководствоваться следующим.

          1. Характеристика ОРО должна быть заполнена в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО.

          1.1. Правилами предусмотрено внесение информации в пунктах 6 и 7 Характеристики ОРО (данные о проектной документации на строительство ОРО и о заключении государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО) с указанием в ячейках данных строк «нулей».

          В данном случае необходимо обращать особое внимание на соответствие/несоответствие ОРО требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе, указанные выше в настоящем письме.

          При этом отсутствие информации, либо указание «нулей» в других пунктах Характеристики ОРО Правилами инвентаризации ОРО не предусмотрено.

          Например, отсутствие информации, либо указание «нулей» по информации о назначении, виде, местонахождении ОРО, правоустанавливающих документах на земельный участок, на котором расположен ОРО, о вводе в эксплуатацию, вместимости ОРО, основных видов отходов, размещенных на ОРО (с указанием видов отходов и кодов по ФККО), площади ОРО, системах защиты окружающей среды, видах мониторинга окружающей среды на ОРО, негативного воздействия ОРО на окружающую среду, а также сведениях о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем ОРО.

          В случае предоставления в Росприроднадзор характеристики ОРО, не содержащей информации в пунктах, по которым Правилами инвентаризации ОРО не предусмотрено отсутствие информации, Росприроднадзор информирует территориальный орган Росприроднадзора о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО и предоставления ее в Росприроднадзор.

          1.2. Обращать внимание на отсутствие в Характеристике ОРО данных по наличию у хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего ОРО, лицензии на деятельность по размещению отходов I — IV классов опасности, в том числе на случаи истечения срока действия такой лицензии (для лицензий, выданных до вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

          2. В целях проведения всестороннего анализа соответствия ОРО требованиям законодательства Российской Федерации, кроме информации, указанной в характеристике ОРО, возможно учитывать также информацию об ОРО (хозяйствующем субъекте, его эксплуатирующем), находящуюся в распоряжении как территориального органа Росприроднадзора, так и Росприроднадзора.

          Например, сведения из утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы); информации по результатам надзорной деятельности и прочих официальных источниках данных.

          3. Обращать внимание на требования пункта 17 Порядка ведения ГКО, согласно которым не подлежат включению в ГРОРО:

          • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
          • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
          • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
          • скотомогильники.

          Кроме того учитывать, что согласно пункту 2 статьи 2 Закона об отходах отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

          4. При поступлении в территориальный орган Росприроднадзора характеристики ОРО, содержащей информацию о превышении вместимости ОРО, территориальный орган Росприроднадзора применяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя), эксплуатирующего ОРО.

          При этом ОРО, на которых превышена вместимость, включению в ГРОРО не подлежат.

          Дополнительно Минприроды России сообщает, что началом проведения процедуры по включению ОРО в ГРОРО считается дата поступления в территориальный орган Росприроднадзора от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОРО, характеристики ОРО. Окончанием процедуры по включению ОРО в ГРОРО является принятие Росприроднадзором правового акта о включении ОРО в ГРОРО, либо регистрация информационного письма территориального органа Росприроднадзора в адрес хозяйствующего субъекта о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами.

          Заместитель Министра

          Р.Р.ГИЗАТУЛИН

          Письмо Росприроднадзора от 08.10.2014 N АА-06-01-36/15648
          «О плате за размещение отходов»

          ПИСЬМО

          от 8 октября 2014 г. N АА-06-01-36/15648

          О ПЛАТЕ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

          В связи с многочисленными обращениями территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает следующее.

          В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) объекты размещения отходов (далее — ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

          Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов (далее — Порядок N 792), который предусматривает порядок ведения Росприроднадзором, в том числе ГРОРО с 01.08.2014.

          Согласно п. 16 Порядка N 792 ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

          При этом в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); размещение отходов — хранение и захоронение отходов; хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

          Виды ОРО представлены в Таблице 1 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.

          В силу положений ч. 7 ст. 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

          Таким образом, с 01.08.2014 запрещено размещать отходы производства и потребления на объектах, не включенных в ГРОРО.

          При этом, согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 ст. 16 данного закона устанавливает виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

          Положениями ст. 23 Закона N 89-ФЗ определено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее — Порядок N 632), определено, что масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов.

          Таким образом, положения Порядка N 632 не предусматривают учета каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) при применении п. 6 Порядка N 632.

          Однако, в случае выявлении территориальным органом Росприроднадзора факта размещения отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяется административная ответственность, установленная ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

          Временно исполняющий

          обязанности Руководителя

          А.М.АМИРХАНОВ


          Посмотрите также:

          Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе