Требования к обращению с отходами

Общие требования к обращению с отходами указаны в статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данная статья устанавливает ряд общих запретов, таких как:

  • запрет сброса отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • запрет на размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям
  • запрет на ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
  • запрет на ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Детальные требования к обращению с отходами производства и потребления прописаны в Главе 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ниже данные требования будут рассмотрены более подробно.

Лицензирование.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В соответствии со статьей 12 того же закона лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I IV классов опасности. Таким образом, не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов 1 5 классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности. Представляется, что законодателем правильно выбрана область лицензирования, т.к. реальную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья человека представляют как раз отходы 1 4 классов опасности.

Порядок лицензирования деятельности, связанной со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов,  регламентируется в Постановлении Правительства РФ от 26.08.2006 N 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I IV класса опасности». Согласно данному нормативному акту, лицензия выдается юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям сроком на 5 лет. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Требования для предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Требования установлены для таких действий, как проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, консервация и ликвидация. Поскольку в Российской Федерации применяется принцип презумпции экологической опасности (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»), то основная задача законодательных природоохранных требований предотвратить или, при невозможности полного предотвращения, уменьшить экологическую опасность от деятельности человека. В статьях 10 и 11 «Об отходах производства и потребления» прописаны соблюдать такие требования, при выполнении которых деятельность, связанная с образованием отходов производства и потребления влечет за собой наименьший вред окружающей среде.

В соответствии со статьей 11, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
  • проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
  • предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
  • соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  • в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Хотелось бы остановиться подробно только на одном требовании, которое касается внедрения малоотходных технологий. Под малоотходным производством понимается такое производство, результаты которого при воздействии его на окружающую среду не превышают уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами. Малоотходные технологии – это промежуточный шаг к безотходному производству. Безотходное производство это производство продукции, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования.

Представляется, что если когда-либо все предприятия перейдут на безотходные технологии, остальные требования утратят свою важность и актуальность. Однако, к сожалению, нужно заметить, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена ответственность за несоблюдение субъектами требований о внедрении малоотходных технологий. Этот факт говорит о декларативности рассматриваемых законодательных положений.

Требования к объектам размещения отходов.

Размещение отходов – это хранение и захоронение отходов Легальное определение объекта размещения отходов дано в статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым объект размещения отходов – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Каковы же основные требования к этим объектам?

Эти требования прописаны в статье 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

1. Необходимость получения разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

2. Необходимость проведения специальных научных исследований геологических, гидрологических и иных)

3. Необходимость производить мониторинг состояния и загрязнения окружающей

4. Запрещение захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Кроме того, все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. размещение отходов на объектах, не внесенных в этот реестр запрещается.

Требования к обращению с опасными отходами.

В статье 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» прописаны требования к обращению с отходами 1-4 класса опасности.

Это следующие требования:

1. Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу.

2. На отходы I IV класса опасности должен быть составлен паспорт, в котором указываются данные о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Паспорт отходов – это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Формат паспорта отходов утвержден Министерством природных ресурсов.

За несоблюдение требований о составлении паспорта опасного отхода индивидуальные предприниматели и юридические лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. По данному вопросу формируется правоприменительная практика.

3. Возможность ограничения или запрета в деятельности при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами.

4. Лица, которые допущены к обращению с отходами I IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I IV класса опасности.

Нормирование.

Одним из основных требований при обращении с отходами является нормирование. Цель нормирования – недопущение неконтролируемого увеличения вредного воздействия отходов на окружающую среду. Нормирование в области обращения с отходами производства и потребления представляет собой установление нормативов двух видов, а именно:

  • лимитов на размещение отходов
  • нормативов образования отходов.

Легальные определения этих понятий даны в статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Лимит на размещение отходов это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов это собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Статья 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает хозяйствующих субъектов соблюдать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов. Порядок нормирования устанавливается Министерством природных ресурсов.

При нарушении нормативов деятельность хозяйствующих субъектов может быть ограничена, приостановлена или прекращена.


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе